Кто придумал арабские цифры? Часть 1
Пересмотру и реставрации подвержены не только политические события, но также и события исторические, и философские мировоззрения, признанные в угоду существующей власти. Политические перемены в государстве меняют и взгляды на прошедшую историю, меняются приоритеты для деятельности историков и других работников научной сферы, пишется новая история, вносящая изменения в исторический ход событий.
Эти исследования часто противоречат другим исследованиям, когда ученые в процессе своих изысканий развивают разные точки зрения, приводящие к совершенно противоположным результатам. А с появлением новой информации начинают переосмысливаться все ранее существующие знания. Так и идея происхождения арабских цифр, как набора из десяти знаков — 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, связанная с заимствованием в восточных учениях, у новых хронологов вызывает сомнения.
Такие сомнения в истории с арабскими цифрами есть и у других исследователей. Рассмотрим их, основываясь не на каких-то конкретных исследованиях, а на косвенных фактах, которые вызывают противоречие с имеющейся на сегодняшний день информацией. Взяв для высказывания своей точки зрения методику системного построения и систематизации всех имеющихся данных, будем искать противоречия не в отдельных локальных случаях, а на более обширном поле исторических событий, происходящих на фоне жизни всей цивилизации.
Таким противоречием являются исторические факты, говорящие, что набор из десяти числовых знаков был в Вавилоне и Риме до того, как они появились в Индии. Определить примерную дату изобретения позиционной десятичной системы счисления можно по такому всем известному мировому стандарту, как «таблица Пифагора». Учитывая, факт, что «компьютером» Пифагора был обычный абак, можно предполагать, что все глобальные расчеты зарождались именно в этот период времени.
Вавилонская шестидесятеричная система счета дает представление о круге (сфере), а пифагорейская «тетрада» представляет квадрат, когда при переходе из одной счетной системы в другую возникает такая древняя загадка, как «квадратура круга». Одна из трех задач древней философии, которую на протяжении двух тысячелетий пытались решить все философы и математики, признавшие эту задачу неразрешимой.
Ко второму тысячелетию в Евразии сложилось два направления для вычислений: «арабское» с позиционной системой счисления от 0 до 9; и «римское» с римскими цифрами от I до X, которые представил Леонардо Фибоначчи в 1202 году. Считается, что понятие «ноль» ввел в западную культуру арабский математик Мухаммед бен Мусса Хорезми, живший в IX в. и написавший книгу «Об индийском счете».
Академик РАН А. Т. Фоменко с соавторами, в новой хронологии опираясь на тот факт, что логарифмы были изобретены в начале XVII века, высказывают мнение, что распространение позиционной десятичной системы счисления началось не ранее середины XVI века н.э. Мы пришли к такому же выводу, но совершенно по другим соображениям. Возникает вопрос: если позиционный ряд изобрели индийские математики, то почему они не пользовались своим изобретением?
Почему из всего позиционного набора инструментов были использованы только отрицательные числа, которые ассоциированы со словом «долг», тогда как положительное число можно ассоциировать со словами «наличие» или «доход». На этот вопрос есть ответ: потому, что отрицательные числа и «ноль» были изобретены греками для других целей.
Напрашивается вывод, что индийский ученый Ариабата просто указал в своем трактате по астрономии о том, что он знаком с позиционной десятичной системой, которую использовал александрийский математик Диофант еще за двести лет до этого. Диофанту же принадлежат вычисления квадрата, куба и других степеней неизвестного, он ввел обозначения для отрицательных степеней, свободного члена, отрицательного числа (или вычитания) и знака равенства.
Диофант изложил все свои вычисления в своей «Арифметике», которая в большей части до нас не дошла. Что же случилось с греческой философией? Куда делись труды пифагорейцев и платоников, написанные за несколько веков до Диофанта? А это легко проследить, так как последним из Александрийских неоплатоников была Ипатия, дочь Теона Александрийского, принадлежавшего к числу ученых Александрийской школы.
Ипатия, астроном и философ, около 400 года читала лекции в Александрийской школе, где занимала одну из ведущих кафедр. Она преподавала древнегреческую философию, математику, написала комментарии к сочинениям Аполлония Пергского и Диофанта Александрийского, которые до нас не дошли. В 415 году толпа египетских христиан напала на Ипатию и убила ее. После смерти Ипатии многие из ее учеников покинули город, что послужило началом упадка Александрии как научного центра.
Распространившееся в Европе христианство упразднило существующий взгляд на науку. Труды греческой философской школы изучали, хранили, копировали и уничтожали в монастырях под надзором инквизиторов. Как инквизиторы следили за тем, чтобы наука не выходила за рамки религиозных представлений, можно видеть на примере судебного процесса над ректором Пражского университета Яном Гусом.
В VII веке в Аравии образовалось арабское государство, которое путем завоеваний до середины VIII века выросло в большую империю — арабский халифат. В состав Багдадского халифата в числе завоеванных государств, в которых насаждали ислам и арабский язык, входил и северо-запад Индии. Во всех завоеванных странах в науке применялся арабский язык.
С развитием естественных наук в Багдадском халифате возникают научно-учебные центры: начиная с VIII века, грамматические школы в Басре, Куфе и Багдаде. В 830 году в Багдаде создана академия «Дар аль-улюм» («Дом наук»). В 972 году в Каире основан университет аль-Аз-гар. По существу, арабы сохранили достижения науки античного периода, переводя работы Архимеда, Евклида и других античных ученых.