Обжиг керамических изделий

ОБЖИГ — не только технологический процесс, но и действенное художественное средство. Управляя огнем, керамист может добиться возникновения фактур, тончайших градаций цвета черепка и глазурей. Поэтому, несмотря на высокие достижения современной индустрии печей, многие гончары предпочитают работу с живым огнем, изучают примитивные обжиги — полевые и земляные печи, «раку», капсюльные обжиги и другие.
Само русское слово «гончар» — «гърнчар» — произошло от слова «горн» — примитивная печь. Отсюда и горшок, горшечник, горшеня — мастер глиняной посуды.
На Руси гончары обжигали свои изделия либо в печи, либо в горне. Из рассказов горшечников середины 1920-х годов известно, что горн делался потому, что летом в мастерской слишком жарко работать, если обжигать изделия в печи. К тому же горн безопаснее печи и требует меньше внимания. Но простота и удобство горна не освобождало горшечника от необходимости иметь печь, которая требовалась для сушки изделий.
Гончарную печь мастер обычно сооружал сам. Она клалась в два кирпича, чтобы не так сильно раскалялась снаружи; снаружи она имела вид обычной русской печи, топящейся по-черному, — без трубы, но все же с некоторыми отличиями. По бокам чела, немного выше его, устраивались два отверстия — отдушины для выхода дыма; «под» устанавливался из кирпичей, положенных на ребро в два ряда, что образовывало на нем как бы три желобка, выходящих своими отверстиями на шесток. Для обжига на эти кирпичи клались поперек штук 15 полуторааршинных полей, а на них уже ставилась предназначенная для обжига посуда — примерно 100-200 изделий среднего размера. После того как гончар выставлял посуду, он затапливал печь, всовывая в упомянутые желобки растопку тонкие высушенные поленца. От них загорались поперечные плахи, посуда раскалялась и через несколько часов уже имела вид раскаленного железа.
Печь топилась обычно часа четыре — пять, и все это время гончар регулярно подкладывал в топку новые поленца и каждый раз закрывал кирпичами отверстия желобков, играющих роль поддувал. В это время в мастерской становилось настолько жарко и «тяжко», что стоять во весь рост было совершенно невыносимо. Дым и жар скапливались вверху, и гончар вынужден был сидеть на корточках на полу перед печкой и следить за топкой. На случай пожара в мастерской всегда была запасена вода. Пожары возникали обычно от того, что воспламенялась сушащаяся на печи «растопка», хотя ее и закрывали листом железа.

В отличие от гончарной печи горн ставили под открытым небом, обычно на крутом берегу реки, склоне оврага, холма примерно шагах в 100 от строений. Горн состоял из круглой ямы, несколько сужающейся кверху, аршина в 1,5-2 глубиной, диаметром в нижней части в 2-2,5 аршина. Яма выкладывалась кирпичом, в поду имелись отверстия. Под подом проходили теплопроводы, идущие из топки, а сама топка находилась не под ямой, а несколько сбоку и выходила своим отверстием на площадку, расчищенную в склоне холма ниже отверстия горна.

При закладке посуды в горн гончар спускался в него и тщательно укладывал посуду, чтобы она не закрывала отверстий в поду: это предохраняло посуду от непосредственного соприкосновения с пламенем; отверстия огораживались черепками битой посуды. Сверху посуду тоже покрывали слоем битых черепков. Обжиг в горне продолжался часов 7-8, причем все это время в топку подкладывали дрова.
После обжига как в горне, так и в печи посуда остывала 12-14 часов. Вынимали ее руками или палкой-рычажком, если она была еще горячая. Вынутую посуду сразу укладывали на телегу и тщательно перекладывали сеном.
Изделия в горне обжигались один раз. После обжига, чтобы они не пропускали воду, их смазывали салом. Объем горнов был разным: от 0,1 м3 до 500 м3. Для фаянса, фарфора строили двухэтажные горны с использованием тепла отходящих газов.
Статья предоставлена сайтом: Керамические изделия



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: