Гора Гевал
Уже с началом развития археологии, как науки, ученые заинтересовались Палестиной - землей, история которой интересна не только как одна из древнейших в мире, но и как наука, неразрывно связанная с религией.
Нужно сказать, однако, что именно этот факт явился препятствием на пути археологов: нередко религиозная турецкая власть не соглашалась на проведение раскопок в местах, которые считаются святыми.
Так было с одним из первых археологов - Чарльзом Уорреном, обнаружившим Город Давида и тоннель ханаанейского периода, ведущий к источнику Геон. Уоррен хотел получить разрешение на раскопки Храмовой горы, однако получить такое разрешение не предстовлялось возможным в принципе. Он получил возможность копать у ее подножия, и даже для этого ему пришлось подкупить местные власти. И даже после всего этого, когда о его работах стало известно местным мусульманам, то власти вынуждены были запретить их проведение и археологам пришлось покинуть Иерусалим.
Тем не менее, открытия экспедиции Уоррена совершила революционные открытия, давшие, ввиду отсутствия доступа к месту раскопок, повод для ожесточенных споров среди историков последующего поколения.
Еще одним археологом, исследовавшим древнееврейскую историю, был Уильям Олбрайт. Он был протестантским священником и хотел доказать с помощью археологии достоверность Писания. Олбрайт проводил раскопки на территории Иудеи и Самарии, с целью обнаружить доказательства завоевания евреями Ханаана в дни Иисуса Навина. Не смотря на то, что его исследования не дали четких результатов, более того, в упомянутых в Библии городах не было обнаружено разрушений, которые можно было бы соотнести со времененм завоевания этих мест древними евреями, Олбрайт в целом положительно отзывался о результатах своих раскопок. Он не видел в них противоречия с библейской историей.
Тем не менее, необнаружение экспедицией Олбрайта четких доказательств библейских войн не давало покоя историкам - особенно тем, что были настроенны скептически в отношении религии и всего, что с нею связано. Это дало повод для новой интерпритации истории - многие ученые решили, что, хотя в целом библейский вариант имеет некую историческую достоверность, нельзя считать Библию достоверным источником том, что касается деталей.
Конец Британского мандата в Палестине привел к Войне за Независимость и разделу Палестины на Израиль и Трансиорданию. Территории Иудеи и Самарии, а также Восточный Иерусалим, включая Старый город и Город Давида - место раскопок Уоррена, - все эти территории оказались в руках Иордании и возможность раскопок на них была потеряна. Такой поворот событий дал атеистическим историкам свободу отрицать все, что угодно, базируюясь на полном отсутствии каких-либо данных и возможности что-либо проверить. Пионером отрицания библейской истории стал профессор Джордж Менденхолл, известный своими ярко-либеральными взглядами. В 1962 году он издал свой труд, где он объявил несостоятельной всю древнюю историю евреев, вплоть до эпохи иудейских царей.
Однако, вопреки всем ожиданиям и прогнозам, в 1967 году, в ходе Шестидневной войны, Израиль отвоевал всю территорию Иудеи и Самарии. Это дало возможнось для новых раскопок, и израильские ученые не замедлили их начать. Новые раскопки включали очень обширные территории и велись без помех со стороны властей, к тому же они велись на более современном уровне. Эти раскопки дали результаты: было обнаружено продвижение с востока на запад некоей этнической группы, в период, описанный в Библии, как период завоевания Земли Ханаанской. Тем не менее, эти находки еще не были очевидным доказательством заселения Ханаана именно евреями - эти находки с таким же успехом можно было приписать и ханаанейским племенам.
В 1982 на горе Гевал, возле Наблуса (Шхема), было обнаруженно сооружение, идентифицированное, как культовое. Обнаруживший его археолог Адам Зерталь идентифицировал это место по целом ряду признаков, как алтарь Иисуса Навина, описанный в книгах Второзакония и Навина. Адам Зерталь ожидал, что такая находка всколыхнет волну в мире историков.
Тем не менее, мир историков остался практически глух к этой находке. Кроме нескольких громких заявлений, ученые не отнеслись к жертвеннику на Гевале. Никакой критики со стороны ревизионистов не последовало.... Историки все так же продолжают гнуть свою линию и утверждать, что доказательств еврейской истории того периода не существует.
В израильской газете Маарив была опубликована статья профессора Адама Зерталя "Сходите на гору Гевал", в качестве ответа на статью профессора Герцога о несостоятельность библейской истории.