Менеджер не только по продажам
В мае, по данным ряда специализированных интернет-порталов, профессия менеджера по продажам вновь заняла лидирующие позиции.
И если высокая востребованность данных специалистов остается без изменений уже много лет, то представления о функциях современных «сейлзов» меняются.
Интенсивность работы менеджеров, «как правило, оценивают по тому, сколько денег сотрудник зарабатывает. Ориентироваться только на продажи в корне неверно. По ним не видно, что на самом деле происходит у сотрудника. Может, он сидит на базе «жирных клиентов» и пальцем не шевелит, чтобы привлечь новых, - замечает бизнес-тренер Константин Бакшт. – Интенсивность нужно оценивать по количеству встреч и результативных телефонных звонков с выходом на первых лиц».
Аналогичного мнения придерживается Татьяна Голубниченко, руководитель группы подбора персонала направления «Ритейл» кадрового центра «ЮНИТИ», одного из признанных лидеров на рынке рекрутинга. «Менеджер по продажам должен осуществлять поиск потенциальных заказчиков, в целом контролировать ситуацию на рынке. Если в функционал специалиста не входят перечисленные пункты, он не может оперативно реагировать на происходящие изменения, аргументировано отстаивать свою позицию перед клиентом и с максимальной выгодой продавать свой товар», - говорит специалист.
Интересно, что в рамках происходящей сейчас «перестройки» структуры пивоваренной компании «Carlsberg» рассматривается возможность объединения отдела продаж с департаментом инноваций. Видимо, таким образом подчеркивается, что «продажники» должны не просто сбывать товар, но и анализировать все новинки и работать над их продвижением.
По мнению консультанта Игоря Качалова, российским сейлз-менеджерам срочно необходимо научиться анализировать рынок, а не просто вести продажи. «Большинство менеджеров не владеют навыками анализа и прогнозирования рынка. Если спросишь менеджера, как вести бизнес, то чаще всего можно услышать следующее: надо продавать дешевле, сбросить цену, быть знакомым с мэром, губернатором, лучше всего с министром, знать, кому давать взятки, и, самое главное, в течение двух лет получить прибыль, а дальше - хоть трава не расти», - рассуждает эксперт.
Продажи – лишь финальный «аккорд» сделки, которой должна предшествовать большая подготовительная работа. Да, и после ее заключения менеджер ни на секунду не должен терять контроль над процессом взаимодействия с клиентом.
Именно за такими специалистами – будущее рынка труда.
Кадровый центр «ЮНИТИ»