Саморегулирование и СРО в области строительства

История саморегулирования и самоуправления (без российского общинного самоуправления) насчи­тывает в России почти 130 лет.

Историческими примерами самоорганизации населения и пере­дачи государству полномочий так­же являются казачество и откупа (передача полномочий по взима­нию налогов и сборов, поступаю­щих в госбюджет). Таким образом, история этого явления достаточно длинна.

Этот принцип заложен также в концепцию проекта федерального закона «Об аудите» для регулирова­ния деятельности аудиторов; высказываются мнения о необходи­мости его введения в регулирова­ние страховой деятельности.

Из анализа различных видов де­ятельности следует, что создание СРО возможно в сферах оказания услуг, в которых необходимо лицензирование субъектов предприни­мательской деятельности и после­дующий контроль за соблюдением условий ведения лицензионной де­ятельности. Примером СРО в строительстве является НП "Центр Объединения проектировщиков "Сфера-А". Любая строительная компания может вступить в строительную СРО "Сфера-А" и получить свидетельство о допуске к строительным работам, после чего ей разрешается строительная деятельность. А лица, оказывающие услуги, имеют опре­деленный уровень профессиональ­ной квалификации (следовательно, аттестованы).

Основной целью создания СРО в строительстве является регулирование отношений людей на основе самоор­ганизации, т.е. без непосредствен­ного вмешательства государства. Оперативное вмешательство госу­дарства заменяется нормативным правовым регулированием и контролем за соблюдением зако­нодательства саморегулируемыми организациями.

При создании СРО в строительстве общество и государст­во достигают нескольких положи­тельных эффектов.

Во-первых, сокращаются госу­дарственные расходы на регулиро­вание и контроль.

Во-вторых, повышается эффек­тивность государственного управле­ния за счет замены оперативного контроля за предпринимательской деятельностью на законодательное регулирование и за счет уменьше­ния управленческих связей: субъек­том регулирования и контроля явля­ются одна или несколько СРО в строительстве, а не множество субъектов предпринима­тельства.

В-третьих, формируется меха­низм предотвращения коррупции государственных чиновников, так как устраняется необходимость не­посредственного взаимодействия предпринимателей с чиновниками по вопросам повседневной хозяй­ственной деятельности.

В-четвертых, у предпринимателей появляется возможность оказывать влияние на деятельность регулятора (путем избрания органов СРО и кон­троля за их деятельностью, контроля за расходованием членских взносов). При этом снижаются трансакционные и иные издержки, исключа­ются взятки чиновникам. В отличие от налогов, уплачиваемых в государ­ственный бюджет, проконтролиро­вать расходование которого пла­тельщики налогов не в состоянии, членские взносы в СРО имеют ад­ресный характер, и их расходование может контролироваться ее члена­ми. Целевой характер членских взносов в саморегулируемую орга­низацию делает их похожими на на­логи, уплачиваемые, однако, не всем населением, а лишь теми, кто решил вступить в строительную СРО и пользуется соответствующими услу­гами.

В-пятых, наличие дисциплинарно­го принуждения со стороны СРО к своим членам — нарушителям дей­ствующих правил и прав клиентов — позволяет оперативно наводить и поддерживать порядок в СРО в области строительства.


вступить в строительную СРО СРО в строительстве СФЕРА-А



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: