Блокбастер «Морской бой» (2012). Перл-Харбор нового разлива?

Американская игрушечная компания Hasbro — единственная контора в мире, сумевшая поставить шоу-бизнес на колени. Во всем мире принято создавать индустрию игр и развлечений вокруг фильма, а Hasbro предлагает обратный путь и успешно экранизирует собственные военные игрушки.

Первой ласточкой стали знаменитые «Трансформеры» Майкла Бэя, затем последовал глуповатый, но боевитый экшн «G.I. Joe: Бросок кобры». И, наконец, в 2012-м дошло дело до того, что переносу на большой киноэкран подверглась настольная игра «Морской бой».

Разумеется, речь идет не о той, всеми любимой, игре в «ранил-убил», а об усовершенствованной версии, выпускаемой Hasbro под названием Battleship (линкор). Увы, в отличие от вышеупомянутых «Трансформеров», принесших своим создателям огромные прибыли, «Морской бой» Питера Берга стал одним из самых неудачных и убыточных летних блокбастеров в современной истории Голливуда. Картина, обошедшаяся киностудии «Двадцатый век Фокс» в 200 с лишним миллионов долларов, с трудом наскребла в родном прокате лишь треть обозначенной суммы, а также по праву заслужила семь номинаций на «позорную» Золотую малину.

…Морскому капитану Стоуну Хопперу до смерти надоело читать нотации и наставлять на путь истинный своего непутевого младшего братца Алекса. И вместо очередной порции упреков Стоун предлагает брату устроиться во флот, где из него таки сделают мужчину, способного держать слово и брать на себя ответственность.

Однако и на службе дерзкий характер Алекса дает о себе знать. Парню неведомы понятия субординации и подчинения приказам, он ведет себя так, словно держит в кармане штанов запасную челюсть. И не миновать ему проблем с начальством, если б не удачно подвернувшийся налет инопланетных захватчиков.

Американский ученые изобрели новый способ установления первого контакта с разумной жизнью далеких галактик. И сами того не ведая открыли пресловутый ящик Пандоры. Пришельцы, получив весточку с голубой планеты, решили не откладывать вопрос колонизации в долгий ящик. Спустившись на Землю малыми силами, они первым делом захватили условный телеграф, отрезали основную эскадру ВМФ силовым полем и принялись мостить оборудование для отправки весточки домой.

Прорвавшись сквозь оцепление, эсминец под руководством Хоппера-младшего должен, во что бы то ни стало, помешать космическим агрессорам наладить связь, иначе вслед за разведотрядом прилетит подкрепление и жителям Земли реально не поздоровится…

«Морской бой» — один из тех клонированных летних блокбастеров про борьбу с инопланетянами, что настолько же красив, насколько глуп и примитивен. Мы уже видели подобное десятки раз, почему бы не посмотреть снова? Впрочем, вся продукция Hasbro отличается прямолинейными сюжетами и максимально упрощенным действом. Так как в совпадение верится мало, скорее всего, в этом и состоит генеральная линия заказчиков, которые сознательно выпиливают из сценария любые проблески здравого смысла. Целевая аудитория — люди, пришедшие в кино отдохнуть, пожевать и расслабиться. С «Трансформерами» эта формула сработала, но там были удивительные роботы и какая-никакая идея, а вот настольная игра оказалась слишком плоской во всех смыслах, чтобы вдохновить сценаристов братьев Хоберов. Между прочим, авторов замечательной пародийной шпионской дилогии «РЭД».

Первый штамп, который используется во всех подобных фликах, подразумевает, что все инопланетяне, вне зависимости от уровня развития их цивилизации — агрессивные и злобные монстры. Заметьте, в данном случае мы имеем дело не с «чужими», в коих действительно нет ничего человеческого, не с огромными роботами-великанами с гипертрофированным ЧСВ, не с очередной бесчувственной Годзиллой, а с обычными прямоходящими пришельцами. Факт ненависти к человечеству принимается как аксиома, без вариантов.

Второе клише — это безмятежная вера американцев в собственную военную мощь. Складывается такое впечатление, что все создатели фильмов по заказу Hasbro сами в детстве не доиграли в солдатиков. Заметим и то, что режиссеры этих лент — сплошь коренные американцы, которым не нужно искусственно внушать патриотические чувства и гордость за воспитавшую их нацию. Пафос и милитаристская бравада льются изо всех щелей, словно каждый постановщик стремится переплюнуть «Триумф воли» и хоть как-то компенсировать на экране отсутствие у США реальных военных побед.

Зритель, в целом, не против хорошей боевой фантастики, о чем свидетельствует касса «Тихоокеанского рубежа» и «Дня независимости», но разница между кинофильмом и шутером должна быть. Питер Берг, автор неплохой приключенческой ленты «Сокровище Амазонки» и нестандартного блокбастера про супермена-алкоголика «Хэнкок», растерял остатки чувства юмора и решил, что раз в его проекте нет ни грамма логики и смысла, то и в остальном стараться не стоит. По этой же причине в кадр пригласили Тейлора Китча, умудрившегося за один 2012 год сняться сразу в двух ужасающе убыточных блокбастерах («Джон Картер»). Не говоря уже о присутствии на корабле певицы Рианны, которая спеть — не спела, но свою Золотую малинку получила заслуженно, ибо выглядела — словно тупая кукла в униформе.

Спору нет, все эти красивые тихоокеанские виды, мощные корабли и белоснежные мундиры вызывают непреодолимое желание записаться добровольцем в ряды американских ВМС. Агитка сработала бы еще лучше, не будь в кадре инопланетного вторжения, подружки-блондинки и безногого инвалида, которые заставляют усомниться в правильности выбора.

Вот и получается, что главным героем «Морского боя» оказывается не идиот-ботаник, додумавшийся посветить фонариком в космическую пустоту, и не бравый оловянный солдатик Хоппер, и даже не остолоп-штурман, обнаруживший у пришельцев боязнь солнечного света, а прибитый намертво к пирсу корабль-музей «Миссури». Символ Перл-Харбора, на котором в 1945-м была подписана капитуляция самураев, знаменует окончательное единение братских народов США и Японии, которым нынче делить нечего, окромя рынков сбыта.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: