Трндез. Что празднуют армяне 13 февраля?
Что это за праздник такой? Как он называется: «дрндез» или «трндез»? В праздничном танце вокруг костра у молодых есть возможность пообщаться. А в преддверии весны, когда природа вот-вот проснется и заговорят гормоны, появятся новые пары, которые образуют семью в ближайшие месяцы. И так из века в век, в танцах вокруг костра, с шутками и песнями рождались чувства и желания.
Я много лет прожила в Эчмиадзине (Армения), где находится резиденция Католикоса всех армян, и не понимала, какая связь между христианством и огнем костра. А ведь именно в Эчмиадзине, в самом сердце Араратской долины, люди не забывали этот праздник, несмотря на атеизм в годы советской власти.Миф о Ваагне
Устав от суровой зимы, арии зажгли костры, чтобы помочь солнцу и ускорить приход весны. Арий Ман (Армен — предок армян) раскопал сокровища из недр горы Арагац. Утреннее солнце зажгло тростник. С помощью этого огня Ман из сокровищ выковал меч. Из божественного огня утреннего солнца родился бог огня Ваагн, который превратил меч Мана в меч-молнию. Ман этим мечом победил Титанов, которые были слугами Вишапа (змея), охранявшего воду. Вишап давал воду лишь за большие человеческие жертвы. Ваагн победил Вишапа. Пришла вода, и зацвела земля.Языческий праздник дрндез
Праздник назывался «дрндез» (дур — дверь, дез — стог сена, пер. с арм.), буквально «стог сена у вашей двери» — пожелание благополучия и плодородия. Его всегда праздновали 13 февраля. Как и русская Масленица, дрндез — это проводы зимы.
В старину дрндез был самым любимым праздником. В центре внимания — молодожены: те, кто женат меньше года, и те, кто обручен. Главный атрибут праздника — костер. Люди наряжались в лучшие одежды. Самые близкие родственники шли в гости к молодым: к молодоженам и к обрученной невесте. Обязательно несли подарки молодым и сладости. Собственно праздник начинался ближе к вечеру, пока светло. Устраивали костер из соломы и сухих веток. Часто несколько соседей устраивали один костер. Вокруг костра, взявшись за руки, с песнями и танцами нужно было пройти семь кругов.
Свекровь осыпала молодых семенами пшеницы и конопли — это символы плодородия и достатка. Как только костер разгорался, через него прыгали. Первыми прыгали молодожены и обрученные, взявшись за руки — считалось, что их брак будет прочным, если им удалось перепрыгнуть не расцепляя рук. За ними прыгали бездетные женщины с надеждой, что огонь костра поможет им забеременеть. Затем девушки — с надеждой на замужество в ближайшем году, и все остальные от мала до велика. Если подол одежды загорелся — это хорошая примета! Многие специально поджигали его, ведь огонь очищающий: в нем сгорали все неудачи и болезни прошлого года. В огонь бросали старую одежду, чтобы в нем сгорело все плохое: сглаз, недуги.
Пока костер горел, народ танцевал и веселился у костра. Хозяйки угощали всех сладостями. Гасить костер нельзя было ни в коем случае — он должен был сгореть дотла сам. Как только костер потух, каждая хозяйка брала немного золы, несла в свой дом и рассыпала ее внутри дома у порога — для прибавления в семействе. Немного золы рассыпали в хлеву — для приплода. Остальную золу рассыпали по полям — чтобы год был урожайным.
После этого все садились за праздничный стол, который в основном был сладким — чем больше сладостей, тем слаще жизнь в текущем году.Христианский праздник трндез
В первые годы принятия христианства армянская церковь поняла, что народ не намерен отказываться от своих любимых праздников, и потому главные языческие праздники получили новые христианские звучания и объяснения. Так дрндез стал называться трндез (тер — Господь). Празднику трндез было нелегко дать новое толкование, ведь огонь костра — главный атрибут праздника. Но и здесь церковь нашла объяснение: свет костра символизирует спасительный свет Христа.
Праздник еще называют «тиарн энд дзез» (Господь с вами) или «тиарн энд арач» (навстречу Господу) — это День Сретения Господня: встреча младенца Иисуса Христа с огнем Господа через 40 дней после его рождения. Мария и Иосиф на 40-й день после рождения Иисуса отнесли младенца в храм божий. Им навстречу вышел праведный старец Симеон, который давно ждал этого часа. Как только Симеон увидел пришедших, Святой Дух открыл ему, что младенец и есть ожидаемый Мессия. Симеон принял на свои руки младенца Христа. 40-й день приходится на 14 февраля.
Армянская Апостольская церковь начинает праздновать трндез вечером 13 февраля торжественным Богослужением. Если трндез по времени совпадает с Великим постом, то в церквях открывают завесы алтарей и служат открытую литургию. Юноши заранее готовят дрова для костров. Во дворе церкви зажигают большой костер от благословленной свечи, которую вынесли из церкви. Затем совершается Андастан — обряд освящения четырех сторон света. Дети несут зажженную от костра свечу в свои дома, чтобы зажечь ею свой костер.
Гости пришли, подарки для молодых принесли — все выходят во двор и зажигают костер свечой, зажженной от костра церкви. Свекровь осыпает молодых зернами пшеницы, чтобы молодые жили в достатке и имели детей. Все, взявшись за руки, с танцами и песнями ходят вокруг костра. Затем прыгают через него. Сначала молодожены и обрученные, взявшись за руки, стараясь не расцеплять рук, чтобы семья была нерушимой. Потом через костер прыгают все остальные участники праздника. Вокруг костра танцуют и веселятся, пока огонь не погаснет — костер должен догореть до конца. После садятся за праздничный стол, на котором много разных сладостей для сладкой жизни молодых.
Сыграть свадьбу в праздник трндез — хорошая примета.
Католикосом всех армян 14 февраля объявлен Днем благословения молодоженов. И в церкви им дарят подарки.
Что интересно: в праздник трндез день теплее, какой бы суровой ни была зима, в воздухе ощущается дыхание весны. У нас даже есть поверье: нужно лишь дождаться 13 февраля, и считай, весна не за горами.
Трндез! Дрндез! Благополучие в ваши дома!