Фильм в подарок «Стиляги»

Название фильма
Стиляги
Оригинальное название
Стиляги
Кому можно подарить
любителям мюзиклов и социальных драм, ценителям рок-музыки, представителям различных субкультур, старшим родственникам
На какие праздники
Новый год, Старый Новый год, День музыки, День кино

Как-то в компании зашла за столом речь об отечественных музыкальных фильмах. Все единодушно хвалили старые добрые оперетты, водевили и мюзиклы, напирая на то, что сейчас такого не делают. Справедливо, но лишь отчасти, решила высказаться я, и привела в пример более чем достойного современного представителя жанра – фильм «Стиляги». Ярко, зрелищно, не без смысла и номера музыкальные отменно сделаны – и посмотреть приятно, и диск в подарок на праздник преподнести не стыдно. Каково же было моё удивление, когда выяснилось, что некоторые из присутствующих при разговоре любители мюзиклов отказываются признавать даже высокое качество картины. Даже стало как-то интересно, откуда же такое неприятие у многих. В ходе попыток разобраться с причинами неприятия выяснилась прелюбопытная штука: практически все, кто составил не лучшее мнение о фильме, должны винить в этом… его рекламу!

«Стиляги» вышли в прокат 25 декабря 2008 года, на католическое Рождество и в преддверии всенародно любимых новогодних праздников. Не секрет, что на всём постсоветском пространстве, примерно с конца декабря и по середину января ( в лучшем случае), все живут предстоящими гуляньями. О серьёзном думается плохо, душа жаждет веселья и праздника. И кинематограф, в первых рядах, стремится дать нам желаемое. Чтобы шумно, красочно, легко, музыкально и весело. Это уже своего рода привычка, предновогодний рефлекс к фильмам-развлечениям, фильмам-«ёлочным игрушкам». От «Стиляг» ждали того же, причём не просто ждали: об этом предупреждали со всех рекламных плакатов - перед вами фильм-феерия, фильм-праздник! И вот уже зрители усаживаются в креслах кинозалов и готовятся радоваться, окунаясь в предновогоднюю кутерьму. Чтобы выйти из кинотеатра в лучшем случае в недоумении, с удовольствием вспоминая хотя бы дивные музыкальные номера, а в худшем чувствовать себя, как герой анекдота, купивший «фальшивые ёлочные игрушки», не принесшие радости. Что же такого странного в этом фильме?

Сюжет несложен и даже банален. Москва, конец 50-х годов. Сталина уже нет, но образ вождя всё ещё не развенчан, что для многих выливается в страх перед вероятным арестом и общей напряжённостью жизни. Впрочем, комсомольский отряд добровольной дружины под предводительством социально активной (как сказали бы сейчас) девушки Кати (Евгения Брик, на момент съёмок фильма носившая фамилию Хиривская), чувствует себя превосходно. Ребята, среди которых друг Кати Мэлс (Антон Шагин с чистым и наивным лицом), свято верят в то, что есть два образа жизни: традиционный, которым живут они, и неправильный. Это они стараются донести до всех и каждого, особенно до язвы на теле приличного общества, каковая называется стилягами. Несуразная, кричащая одежда, вызывающие причёски, идеологически неверные (да ладно, просто преступные!) танцы, музыка и прочее идолопоклонничество перед западом должно быть наказано. Наказаниями комсомольцы и занимаются: накрывая очередную подпольную дискотеку, они стригут стиляг, обрезают галстуки и пышные юбки на девчонках. В этот раз одна из «инаковыглядящих» пытается сбежать и за ней отряжают Мэлса. Который оказывается совершенно пленён её непохожестью и решает, во что бы то ни стало, разыскать девушку Пользу (Оксана Акиньшина) на Бродвее – бывшей улице Горького, ныне Тверской. Найти Пользу полдела, с ним Мэлс легко справился, а что дальше? Они принадлежат к абсолютно разным мирам и серому воробью сложно завоевать внимание яркой тропической птички. Значит, нужно менять оперение и повадки! Так и начинается постепенное превращение комсомольца Мэлса (МарксаЭнгельсаЛенинаСталина) в стилягу Мэла, лучшего саксофониста города и избранника Полины-Пользы.

Оказывается, сценарий фильма был написан Юрием Коротковым давно, по идее Валерия Тодоровского, вдохновлённого в своё время спектаклем «Взрослая дочь молодого человека». Я же была уверена, что именно стиляги, как субкультура, были выбраны в качестве героев за их яркий внешний вид. Очень уж эффектно контрастируют совершенно серые, какие-то припылённые рядовые и идейные граждане с буйством красок стиляжьих костюмов. Опять же, танцы. Именно за вешний вид и музыкально-танцевальные пристрастия (кроме которых, пожалуй, никакого другого протеста и не было-то у стиляг) главных героев так осуждали как в фильме, так и в реальной жизни. И тем, кто считает, что изумительная по накалу страстей и напряжению сцена с комсомольским собранием под «Скованных одной цепью», полностью выдумана и существовать не могла в принципе, очень советую порасспрашивать о подобных случаях своих мам или бабушек. Всё это было: и облавы на всяких «неформалов», и аресты за покупку пластинок, и копирование их же на старые рентгеновские снимки – поэтому танцы под такую музыку частенько называли «плясками на костях». (Кстати, именно поэтому рабочим названием фильма было «Буги-вуги на костях».) Можно возразить, что в тот исторический отрезок, что показан в фильме все преследования имели место не в таком объёме, можно припомнить, что стиляги в тот период уже были не столь популярны… А можно простить авторам фильма намеренное размытие временных рамок и гротескно показанных разноцветных «своих» и серых «чужих», и смотреть, как Мэлс вливается в компанию.

Вот за этими метаморфозами и предлагалось наблюдать зрителям на «фильме-празднике». Но изменения вообще редко проходят безболезненно, даже киношные, тем более, что действие фильма происходит в менее лояльное, чем сейчас, время. Хотя иным быть всегда тяжело, вот уж в этом мир не меняется, наверное, с первобытных времён. Когда-то отказывались брить бороды и плевали вслед дамам в европейских платьях, позже было «сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст», а сейчас эмо в любой момент могут вернуться с прогулки с обрезанной чёлкой (похоже, методы «перевоспитания» не меняются тоже).

Пожалуй, именно об этом и снят фильм «Стиляги». О том, как во все времена трудно быть другим, о том, что ещё сложнее сохранить эту непохожесть на долгие годы, о том, как найти сея и продолжать оставаться собой, даже тогда, когда выясняется, что ты остался один – а, может быть, и был всегда. Такие истории чаще заканчиваются не так хорошо, как в фильме. И режиссёр отлично это понимал. Вероятно именно поэтому фильм не имеет внятного финала: некоторые истории не стоит рассказывать до конца. Ведь, как признавался сам режиссёр, от соблазна сделать концовку жёстче, но реальней, его удержал именно формат фильма, выходящего под Новый год. Не будь этого, недовольных картиой могло бы быть ещё больше. Хотя, наверняка, поклонников бы тоже прибавилось: ведь есть и те, кто считает, что фильм недостаточно серьёзен для социальной драмы: в нём слишком много танцуют и поют, причём старого рока, и с переделанными текстами (в оригинальном варианте только «Человек и кошка» в исполнении Сергея Гармаша – обожаю!). Впрочем, говорить о музыкальных номерах этого фильма абсолютно бессмысленно – их нужно смотреть.

И пересматривать. Особенно, если в первый раз Вы ждали фильм-праздник. В этом случае решение одно: стоит пересмотреть «Стиляг» сейчас, непременно раздобыв ДВД с режиссёрской версией картины, где за счёт буквально трёх эпизодов создаётся гораздо более цельное впечатление. Не праздника, но хорошего, яркого и запоминающегося фильма.





Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: